В 2022-2023 учебном году в школе внедряется Целевая модель наставничества. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества благодарных выпускников.
Может показаться, что наставничество – современное изобретение. Однако оно имеет глубокие исторические корни. Одним из первых наставников был Ментор, он опекал сына Одиссея. Его имя стало нарицательным. В те далекие времена именно наставники, а не родители отвечали за воспитание ребенка.
Институт наставничества появился в российских гимназиях в середине XIX века. Данный специалист должен был индивидуально работать с каждым воспитанником, помогая преодолевать тяготы учебы, следить за поведением и успеваемостью.
Роль наставника во все времена была важной и почетной. Известно множество случаев, когда наставник во многом формировал характер своего подопечного и даже предопределял судьбу. Например, выдающийся русский поэт Василий Андреевич Жуковский был наставником юного Пушкина и Александра II.
В современной интерпретации наставничество – это универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации. Это технология интенсивного личностного развития, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метанавыков и ценностей.
Цель наставничества — создать систему, которая направлена на оказание помощи учащимся и педагогам. Наставниками назначают опытных учителей, а также активных и успешных школьников. Они должны проявлять лидерские качества и пользоваться уважением. Куратор помогает молодым специалистам влиться в коллектив, понять специфику образовательной деятельности. Опытным педагогам также нужны наставники, чтобы создать условия для профессионального развития и профилактики выгорания.
Кроме того, к задачам наставничества относятся улучшение потенциала сотрудника и обеспечение максимально комфортных условий для трудовой деятельности в определенном учебном учреждении.